Как печатать рисунки на ткани акриловыми красками




В этом мастер-классе я расскажу вам немного о своем опыте в технике печати на ткани акриловыми красками. Исторически эта техника называется «кубовая набойка» и традиционно ткань в этой технике «набивается» деревянными штампами. В России это мастерство почти забыто, зато активно развито в Индии, откуда предприимчивые соотечественники уже наладили поставку деревянных штампов.

Так что, когда я загорелась идеей попечатать на ткани, то столкнулась с 2-мя проблемами: дороговизной штампов и ограниченным выбором рисунка. Хотелось печатать «свои» изображения и не хотелось тратиться. :) В результате я и придумала следующий способ изготовления штампов. У него есть свои минусы и плюсы, но для начинающего мастера он может оказаться полезным!

Итак, нам понадобится: 

Эскизы будущих штампов, не слишком сложные и тонкие по рисунку, но и не слишком грубые.

1) Пластика, затвердевающая в духовке. Я нашла самую простую и ей довольна.

2) Трубка или валик для раскатывания пластики. В моем случае — пластмассовый валик из детского набора оказался достаточным.

3) Скальпель для работы с бумагой, продается в канцтоварах или магазинах для художников,

4) Плотная пленка, я взяла зеркальную пленку из упаковки к компьютерным товарам.

5) Фанера 8 мм (можно больше).

6) Электролобзик.

7) Клей «Жидкие гвозди».

8) Ваши умелые ручки :)

Приступим. Главное в нашем рукотворном деле это, конечно, идея! Чем подробнее вы сделаете эскиз, тем лучше будет результат. Постарайтесь посвятить этому время.

Итак эскизы готовы и нарисованы (распечатаны) в натуральную величину. Вырезаем картинки. Раскатываем пластику толщиной около 4 мм на плотной пленке. Этой толщины достаточно, чтобы точно прорезать рисунок и задать достаточно высокий рельеф нашим штампам. (Низкий рельеф приводит к тому что «ниши» штампа забиваются краской и оттиск выходит не четкий.) Обводим и перекалываем рисунок на поверхность пластики. Далее, скальпелем врезаем рисунок и убираем лишнюю пластику. Если рисунок более менее сложный лучше сделать ему подложку — сплошную пластинку того же контура, что и рисунок.

А теперь внимание! Чтобы наш пластик подвергся минимальной деформации при снятии с пленки поместите пленку с вырезанным штампом на несколько минут в морозильную камеру! После затвердевания аккуратно снимите сначала подложку, а потом будущий штампик с пленки, для этого лучше воспользоваться лезвием из макетного ножа. Рабочая сторона штампа — это та, что прилегала к пленке! Она получится более гладкой и этой стороной укладываем изделие на ровную металлическую поверхность, на которой мы будем запекать штампики в духовке. Предварительно аккуратно накрываем штампик подложкой.

На картинке показаны штампы с подложкой и без. В зависимости от рисунка, подложка не всегда необходима. И еще, на фото штамп с подложкой пока не перевернут вниз «лицом». Не забудьте перевернуть!

Выставляем указанный в инструкции температурный режим и запекаем штамп до состояния пластмассы.

Аккуратно вынимаем из духовки и даем остыть.

Дальше делаем основание для штампа. Это нужно для удобного использования в процессе набивания рисунка. Я делаю основание из фанеры. Путь не из легких, но штампы получаются надежными и долговечными. На куске фанеры размечаем силуэты близкие к рисунку штампов, но не слишком подробные и сложные для выпиливания. Сделать простую квадратную или прямоугольную «базу» будет недостаточно, так как при печати на ткани из-под квадрата будет не видно рисунок и углы квадрата могут пачкать ткань.

Теоретически, можно избежать выпиливания из фанеры и сделать базу из той же пластики, раскатать ее более толстым слоем и запечь вместе с штампом. Просто понадобится гораздо больше пластики. :) Для небольших штампов основание можно сделать из винных пробок, разрезая их вдоль или поперек. Если у вас завалялись куски пробкового покрытия, можно нарезать основания из него. Тут ваша фантазия, возможно, подскажет вам лучшее решение! Главное, чтобы материал базы был достаточно прочным и водоустойчивым.

Я остановила свой выбор не фанере, поскольку штампы с ней получаются прочные и при мытье, фанера не деформируется, как, к примеру, дерево.

Итак, рисунок размечен, выпиливаем силуэты. Постарайтесь, чтоб при выпиливании у вас всегда оставался неразмеченный кусок фанеры, на который вы сможете опереться. В остальном, выпиливать электролобзиком несложно, главное, соблюдайте технику безопасности и пользуйтесь берушами, если работаете в небольшом помещении, берегите уши!

После того как кусочки фанеры для оснований напилены, зачищаем их края наждачной бумагой.

Теперь пора клеить. Я выбрала для этого жидкие гвозди, поскольку их удобно наносить толстым слоем, а это позволяет выровнять тыльную поверхность штампа и сделать штампик повыше. После склеивания оставляем штампы сушиться вниз «лицом» на полдня-день.

Следующим шагом внимательно изучаем поверхность печати. После запекания, могла произойти некоторая усадка пластики  и на поверхности появились небольшие впадинки. Выравниваем штампы при помощи наждачной бумаги №120. Если поверхность стала немного матовой — не страшно, это поможет краске лучше удерживаться.

Также, на этом этапе можно «доработать» штамп. При помощи того же скальпеля убрать дефекты и недочеты рисунка и прорезать дополнительные детали.

Все!

Наши штампики готовы, можно приступать к печати. Акриловую краску для ткани наносим на штампик с помощью небольшого кусочка поролоновой губки или небольшого резинового валика, плотно прижимаем к ткани и аккуратно снимаем. Радуемся результату! :)

После набивки рисунка, сушим ткань около суток, затем проглаживаем горячим утюгом для закрепления. Не забывайте мыть ваши новые штампики, сразу после использования! Тогда они прослужат вам очень долго.

 

Автор мастер-класса: Art From My Heart





Метки: , ,

Читайте по теме также:


Оставить комментарий

Вам нужно войти sein, чтобы оставить комментарий.